Оценка уровня профессионального риска — предписание ГИТ
Павел Матвеев, эксперт по охране труда
22 апреля 2019 г., охрана труда, профессиональные риски, система управления охраной труда
В последнее время в требования предписания ГИТ включается оценка уровня профессионального риска. Как грамотно их выполнить, расскажем в этой статье.
Оценка уровня профессионального риска — требование предписаний ГИТ
Если Вы уже получили подобное предписание, то следующие строки Вам окажутся знакомы. Если нет, посмотрите, как требуется оценка уровня профессионального риска в предписании государственного инспектора по труду.
№ п/п | Перечень нарушений требований, отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства | Срок выполнения |
01 | С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, не реализовал мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: выявление опасностей; оценка уровней профессиональных рисков; снижение уровней профессиональных рисков. (ст. 209, ст. 211, ст. 212; ст. 219 Федерального закона от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», п.2 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», п. 33,34,35 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. №438); | 00.00.0000 |
02 | Работодателем не проведена идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и не составлен их перечень, работа должна проводиться с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комиссии (комитета) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов. (ст. 209, ст. 211, ст. 212, ст. 219 Федерального закона от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», п.2 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», п. 34 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.06.2016 г. №438); | 00.00.0000 |
03 | Работодателем не установлен порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями. (ст. 209, ст. 211, ст. 212, ст. 219 Федерального закона от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», п.2 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», п. 36 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.06.2016 г. №438); | 00.00.0000 |
04 | С целью организации процедуры информирования работников об уровнях профессиональных рисков, работодатель исходя из специфики своей деятельности, не установил (определил) формы такого информирования и порядок их осуществления (ст. 209, ст. 211, ст. 212, ст. 219 Федерального закона от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», п.2 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», п. 41,42 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.06.2016 г. №438); | 00.00.0000 |
05 | С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, работодатель исходя из специфики своей деятельности, не установил порядок выявления потенциально возможных аварий и порядок действий в случае их возникновения (ст. 209, ст. 211, ст. 212, ст. 219 Федерального закона от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», п.2 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», п. 60 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.06.2016 г. №438); | 00.00.0000 |
06 | Работодатель не осуществляет доведение до работников достоверной информации о существующем риске повреждения здоровья на объекте в целом(ст. 219 Федерального закона от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»). | 00.00.0000 |
Запутались? Напишите нам, мы поможем. Бесплатно. Обратиться!
Эти строки мы позаимствовали из предписаний, которые нам приносят компании, обратившиеся за помощью. Ниже мы расскажем, что означают эти требования и как грамотно их выполнить с первого раза.
Каких документов требует оценка уровней профессионального риска?
1. В первую очередь, оценка уровня профессионального риска требует полноценной инструкции: что и как делать. Поэтому несмотря на то, что это только третье по счёту требование ГИТ, начать целесообразно именно с него.
003. Работодателем не установлен порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
Речь идёт о процедуре системы управления охраной труда (СУОТ) под названием «Процедура управления профессиональными рисками». Если у Вас СУОТ уже разработана и внедрена, то волноваться не о чем, смело переходим ко следующему пункту.
2. Далее, что подразумевает оценка уровня профессионального риска — идентификация (выявление) опасностей.
002. Работодателем не проведена идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и не составлен их перечень.
Наиболее полный на сегодня перечень опасностей содержится в приказе Минтруда №438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда». Ваша задача — выбрать из них те, которые относятся к рабочим местам Ваших сотрудников. Результат будет частью отчёта о проведении оценки профессиональных рисков.
3. Третьим шагом исполнения такого предписания ГИТ станет непосредственно оценка уровня профессионального риска.
001. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, не реализовал мероприятия по управлению профессиональными рисками.
Выберите метод оценки профессиональных рисков, наибольшим образом подходящий к Вашей ситуации и начните работу. Результатом работы будут так называемые карты оценки профессиональных рисков — по одной на каждое рабочее место.
4. Далее — позаботьтесь о том, чтобы у Вас была подробнейшая инструкция на случай, если неприятность все-таки произошла.
005. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, работодатель исходя из специфики своей деятельности, не установил порядок выявления потенциально возможных аварий и порядок действий в случае их возникновения.
Имеется в виду процедура системы управления охраной труда «Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания». Как и ранее, если СУОТ у Вас уже разработана и внедрена, просто предъявите её инспектору.
5. Финишная прямая! Теперь оценка уровня профессионального риска должна быть предана огласке. Иначе говоря, все результаты Ваших трудов следует регулярно доводить до сведения самих работников — согласно положениям Трудового кодекса, работник имеет право на исчерпывающую информацию об условиях труда.
004. С целью организации процедуры информирования работников об уровнях профессиональных рисков, работодатель исходя из специфики своей деятельности, не установил (определил) формы такого информирования и порядок их осуществления.
006. Работодатель не осуществляет доведение до работников достоверной информации о существующем риске повреждения здоровья на объекте в целом.
И здесь нас выручает система управления охраной труда, на сей раз это процедура «Процедура информирования работников об условиях труда». Документ должен содержать перечень видов передачи информации о состоянии, условиях и безопасности труда от работодателя к работнику.
Фрагмент предписания государственного инспектора по охране труда:
Не всегда из самого предписания понятно, какие документы нужно предоставить в инспекцию по труду.
Оценка уровня профессионального риска: что может не понравиться ГИТ?
Ответ, на самом деле, достаточно лаконичен. Если каждый документ из списка, приведённого выше, грамотно разработан с учётом всей специфики деятельности организации, то вопросов со стороны ГИТ не должно возникнуть. Впрочем, мы не держим в секрете наиболее популярные причины «возврата документов на доработку», вот они:
- недостаточная глубина проработки: документы скачаны из сети, не учтена специфика деятельности, или сам документ имеет подозрительно малый объём информации;
- отсутствие расчётов: оценка уровня профессионального риска не содержит информации о том, как именно производился расчет (вычисления, формулы, метод);
- заимствование результатов: внутри просматриваются очевидные фрагменты оценки уровня профессиональных рисков от других организаций.
Статьи по теме:
Управление профессиональными рисками